Аналитическая справка  

по адаптации детей раннего возраста 1 младших групп

за 2023-2024 г.

МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №6     

         В 2023 – 2024 учебном году прием детей в 1 младшие группы начал осуществляться с 05.07.2022г. Были сформированы две группы: первая младшаяА и первая младшая Б.  Возраст детей на момент приема от 1 года 5 месяцев до 2 лет и 7 месяцев.

         Прием детей в группу проводился по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ – с 2 часов до перехода на полный день.

        На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно - развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, прогулки, организованная игровая деятельность.

        С момента поступления ребенка в группу, воспитателисовместнос педагогом -психологомосуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению, организовывалиигрыи режимные моменты, способствующие успешной адаптации. Наиболее увлекательными для детей стали игры малой подвижности, игры-вкладыши, дидактические игры с игрушками, конструирование из лего материала и деревянных кубиков, игры с мячиками, слушание потешек и сказок с элементами драматизации, танцевальные движения под музыку. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведенных на каждого ребенка группы. Параметрами наблюдения были следующие категории:

  • эмоциональное состояние (настроение);
  • аппетит во время завтрака, обеда, ужина;
  • характер сна и длительность засыпания;
  • проявления активности в игре, на занятиях, в речи;
  • взаимоотношения со сверстниками;
  • взаимоотношения со взрослыми;
  • реакция на изменение привычной ситуации.

      Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: мини-лекции, индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня, рекомендации по профилактики заболеваемости, родительское собрание по теме: «Особенности работы дошкольного образовательного учреждения в адаптационный период с детьми раннего возраста».

      Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога и администрации ДОУ.

      Этапы деятельности в адаптационный период:

  1. Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.
  2. Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с младшим воспитателем.
  3. Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.
  4. Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.
  5. Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.
  6. Планирование работы с детьми.

 

Адаптация детей раннего возраста 1 младшей группы А

 

 

       В группе 20 детей. 2 ребенка находится в процессе адаптации.

       Успешно адаптировались 18 детей.

  • Легкая степень адаптации – 12 детей – 67 %.
  • Средняя степень адаптации – 6 детей – 33 %.
  • Тяжелая степень адаптации не наблюдалась.

 

Адаптация детей раннего возраста 1 младшей группы Б.

 

       В группе 15 детей. Все дети успешно адаптировались.

  • Легкая степень адаптации – 6 детей – 40 %.
  • Средняя степень адаптации – 9 детей – 60 %.

Результаты наблюдений свидетельствуют об успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Дети стали лучше понимать речь, говорить, слушать, кушать ложкой, одевать и снимать колготки и носки, мыть руки под присмотром взрослого, пользоваться полотенцем, играть и прибирать игрушки. Дети стали самостоятельными, многое повторяют друг за другом, выполняют элементарные действия, что соответствует возрасту. Детям нравиться играть с машинками, музыкальными инструментами, погремушками, лабиринтами, играми вкладышами, крупными бусами, мыльными пузырями.

          Наблюдения показали, что основные причины трудностей в адаптации связаны с частыми заболеваниями, неподготовленностью ребенка к режиму дня и питанию в детском саду, сильной привязанностью к родителям, поздним отучением от соски и пустышки, отсутствием элементарных навыков гигиены туалета, отсутствием единства требований в воспитании ребенка.

        С родителями детей с трудным течением адаптации, были проведены беседы и индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде, были даны рекомендации по соблюдению режима дня дома вечером и в выходные дни.

Большая часть детей понимает словесную инструкцию, в ходе организованной деятельности дети справляются с элементами пальчиковой гимнастики, не отказываются делать утреннюю гимнастику. Воспитатели наблюдают улучшения в освоении культурно-гигиенических навыков: дети умеют выбирать полотенце, намыливать руки мылом, научились раздеваться, дольше сидят за столами. В ходе подготовки к занятию треть детей группы после инструкции могут самостоятельно поставить стулья и убрать их после занятия; две трети детей садятся на стулья или собираются в круг перед началом занятия.

         Таким образом, результаты течения адаптации в первых младших группах свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива.

Рекомендации:

  1. Способствовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе, обеспечивающей психологическую безопасность каждого ребенка.
  2. Поддерживать диалог с родителями на актуальные темы, размещать актуальной информацию в приемной, организовывать индивидуальные консультации по запросу родителей.
  3. В соответствии с режимом дня проводить занятия, отвечающие потребностям в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии детей раннего возраста. Особое внимание обратить на действия с предметами, рисование, лепку из мягкого пластилина и соленого теста.
  4. Систематический учет воспитателями возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Педагог – психолог:                   Хмель Алена Юрьевна

15.10.2023 г.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?